Loading...

Икона мучеников 14 000 младенцев Вифлеемских, с частицей мощей

На северной стене храма находится икона мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, с частицей мощей. Этот образ был написан в 2006 году художником-иконописцем Ириной Мироновой (Кокуриной).

Приснопамятный настоятель храма протоиерей Георгий Бреев рассказывал: «Мощи мучеников младенцев были переданы мне одной монахиней из Горнего монастыря, которая находилась там полгода. Было видно, что это косточки не взрослого человека, а младенческие. Эти мощи были у меня во время моего служения в храме в Царицыно, одну часть мощей я оставил в этом храме, а другую часть мощей взял с собой в Крылатское. Когда появились мощи, то возникла необходимость написать икону Вифлеемским младенцам. И стали писать икону… В праздник Рождества Христова прославляются младенцы. И мы рекомендуем, когда кто-то из детей болеет, чтобы молились мученикам младенцам, избиенным в Вифлееме. Главное же в празднике Рождества Христова — это Сам Христос, вокруг Которого развиваются все события. Ирод хочет убить Его, и в этой злобе он убивает младенцев. Для этого он посылает воинов, чтобы рассчитаться со Христом, потому что волхвы объявили, что Он Царь Иудейский». О младенцах, от Ирода в Вифлееме избиенных, повествует Евангелие от Матфея (Мф. 2: 13-23), читаемое: на царских часах (на 9-м часе ) в Рождественский сочельник; на следующий день по Рождестве Христовом — в праздник Собора Пресвятой Богородицы; в первый воскресный день по Рождестве Христовом; в день их памяти — 11 января.

Евангелие от Матфея 2: 13-23: Когда же они отошли, се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

По православному преданию, число избиенных младенцев составило 14 тысяч, в сирийских источниках упоминаются 64 тысячи, а в ряде западных мартирологов — 144 тысячи младенцев.

С древности Вифлеемские младенцы почитаются первыми мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но и вместо Него. Так, из сочинений священномучеников Иринея Лионского и Киприана Карфагенского следует, что при жизни этих отцов Вифлеемские младенцы уже почитались святыми.

О Вифлеемских младенцах писали святители Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и многие другие. В богослужебных книгах память избиенных в Вифлееме младенцев появляется в V в. Песнопения на день убиения младенцев принадлежат преподобному Андрею Критскому.

Один из первых памятников ранневизантийского искусства со сценой «Избиение младенцев» — мозаики триумфальной арки церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме. Слева на престоле изображен царь Ирод, отдающий приказание воинам убивать младенцев. Воины в одежде римских легионеров готовы выполнить приказ, один из них протягивает руку в сторону стоящих справа женщин с распущенными волосами; на руках они держат младенцев. Самой сцены убийства нет. В дальнейшем в композиции прибавилось драматизма, за счет сокращения числа участников сцена превратилась в показ кровавого убийства — в рельефе саркофага из Трира (V в., церковь св. Максимина), в рельефе оклада Евангелия (ок. 460 г., Сокровищница кафедрального собора, Милан), в миниатюре из Евангелия Раввулы (Флоренция, Библиотека Лауренциана).

С VI–VII вв. сюжет избиения младенцев встречается в храмовой росписи достаточно часто. В так называемой Красной церкви в Перуштице (Болгария) сохранились фрагменты фресок, в которых можно опознать сюжеты поклонения волхвов, бегства в Египет и избиения младенцев. В последнем случае сохранилась фигура царя Ирода, укрывающаяся в скале от убийц праведная Елисавета, а также сцена убиения пророка Захарии.

В уникальном собрании икон монастыря святой Екатерины на Синае в числе небольших икон, предназначенных, видимо, для келейной молитвы, есть центральная часть триптиха с изображением Рождества Христова, бегства в Египет, бегства Елисаветы в пустыню и избиения младенцев.

В русской иконописи сюжет избиения младенцев получает развитие на иконах Рождества Христова, в композицию которых включены и дополнительные сцены: «Бегство в Египет», «Сон волхвов», «Избиение младенцев», «Плач жен». Так, например, икона Рождества Христова второй половины XVI в., происходящая из Холмогор (ныне в Третьяковской галерее), имеет сложную композицию, разделенную на пять поясов. Действие начинается с путешествия волхвов: «волсви едут взыскати Отроча» ко «граду Иерусалиму», возле которого их встречают «стражи градные». В следующей сцене с волхвами беседует сидящий на престоле царь Ирод; рядом с ним — телохранитель с обнаженным мечом и щитом. Затем — путешествие волхвов: «волсви едут от Ирода царя по звезде». В нижней части композиции вновь изображен царь Ирод, обнаживший меч и приказывающий «избивати младенцы»; рядом, справа и слева, — сцены избиения; по краям изображены плачущие матери. Еще один ряд композиции представлен сценами: «Елисавета бежа в гору», «Иосифу во сне явися ангел» и «Бегство в Египет». В последнем эпизоде Богоматерь с Богомладенцем едет на коне, а за Ней с котомкой идет отрок Иаков, брат Божий. Еще одна особенность композиции — в центральной части иконы, где находится собственно сюжет Рождества, изображены удаляющиеся от пещеры волхвы: «волсви ведет ангел инеем путем во страну их».

Для русских иконописцев, конечно, источником вдохновения были святыни Афона. Например, фреска XV в. соборного храма монастыря Ставроникита в композиции «Избиение младенцев» содержит многие детали, воспроизведенные русскими иконописцами в иконах Рождества Христова.

Мощи Вифлеемских младенцев хранились в пещере Младенцев под южным трансептом храма Рождества Христова в Вифлееме. Затем их перенесли в Константинополь и положили в храме Богородицы в Халкопратии, в приделе во имя апостола Иакова, брата Господня. В «Житии и хождении игумена Даниила» также говорится, что пещера Младенцев оставалась пустой, т. к. их мощи были перенесены в Царьград. Однако со второй половины XII в. снова появились сообщения паломников о мощах младенцев в Вифлееме. Антоний Новгородец (ок. 1200 г.) разъясняет, что половина мощей Вифлеемских младенцев находилась в Константинополе, а половина осталась в Вифлееме. Поскольку в пещере Младенцев находятся кости не только детей, но и взрослых, предполагают, что они принадлежат мученикам, пострадавшим во время нашествия персов в 614 г.

Известно, что в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры хранятся мощи одного из Вифлеемских младенцев, подаренные в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном. В серпуховском Высоцком монастыре находится глава одного из Вифлеемских младенцев, еще одна глава — в Давидовой пустыни близ Серпухова.

День памяти — 11 января (н. с.)

Тропарь

Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.

Кондак: В Вифлее́ме ро́ждшуся Царю́, волсви́ от Перси́ды с да́ры прихо́дят,/ звездо́ю свы́ше наставля́еми,/ но И́род смуща́ется и пожина́ет младе́нцы, я́ко пшени́цу,/ и рыда́ет себе́,// я́ко держа́ва его́ вско́ре разори́тся.